Горненское городское поселение
Ростовской области
X

Online обращение к Главе


Проверочный код *

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
hrer is image
Добро пожаловать!
на сайт Горненского городского поселения
hrer is image
hrer is image
hrer is image
hrer is image
hrer is image
hrer is image

Требования законодательства, которые необходимо соблюдать при использовании земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (ВК РФ) водоохранная зона представляет собой территорию, которая примыкает к береговой линии морей, озер, каналов, водохранилищ, рек, ручьев и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, заиления, засорения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов растительного и животного мира. Также в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Наряду с разрешенными действиями, на территории водоохранной зоны существует целый ряд ограничений, установленных ст. 65 ВК РФ.

Так, в границах водоохранных зон запрещаются использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; а также распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов и выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 15 - ч. 17 ст. 65 ВК РФ).

В водоохранной зоне «строиться» можно, если позволяет целевое назначение земельного участка, но нельзя осуществлять строительство в пределах прибрежной защитной полосы (ПЗП), размеры которой установлены частями 11-14 ст. 65 ВК РФ. В границах ПЗП наряду с установленными ограничениями также запрещаются распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн, размещение отвалов размываемых грунтов.

За использование ПЗП водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности частью 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФобАП) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 4,5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 8 тысяч до 12 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 тысяч до 400 тысяч рублей.

Хотелось бы обратить особое внимание на использование поверхностных водных объектов - рек, ручьев, прудов, обводненных карьеров, водохранилищ, имеющихся на территории Красносулинского района.

В силу положений частей 1 и 2 ст. 8 ВК РФ все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.

Согласно части 5 ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами (ч. 1 ст. 6 ВК.РФ).

Полоса земли вдоль береговой линии ВООП (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы ВООП составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров, для которых ширина береговой полосы составляет 5 метров.

Таким образом, в случае, если водный объект является общедоступным водным объектом, то вы не можете препятствовать доступу всех желающих подходить к водоему каким-либо способом. Согласно ст. 23 Земельного кодекса РФ для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе могут устанавливаться публичные сервитуты.

Каждый гражданин нашей страны вправе иметь доступ к ВООП и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, а также вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой ВООП для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Тем не менее, согласно части 4 ст. 6 ВК РФ на ВООП могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты.

Согласно ст. 11 ВК РФ физические и юридические лица могут приобрести право пользования поверхностными водными объектами или их частями на основании договоров водопользования.

Под использованием земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов понимаются хозяйственная деятельность, производство работ, оказание услуг на территории указанных земельных участков, осуществляемые гражданами и юридическими лицами, наделенными правомочиями водопользователя, то есть имеющими лицензию на водопользование и договор пользования водным объектом. Нарушение лицензиатом режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов рассматривается как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой приостановление лицензирующим органом действия лицензии или ее аннулирование независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности.

За нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах ч. 2 ст. 8.12 КРФобАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.